Мырзакулова Бактыкан – участница проекта «Санарип Инсан», направленного на развитие цифровых навыков и улучшение экономического благополучия у женщин и молодежи, проживающих в регионах Кыргызстана.
Село Арстанбап в Джалал-Абадской области, где живет Бактыкан, является центром притяжения туристов со всего мира- уникальный реликтовый ореховый лес, растянувшийся на 600 тыс га, водопады, места паломничества мусульман. В селе сейчас работает более 20 гостевых домов, пик сезона наступает летом.
Для многих местных жителей туризм в селе становится семейным бизнесом.
«До того, как мы пришли в турбизнес, мой муж работал главным бухгалтером, а я работала секретарем в сельской управе. Арстанбап – это место, куда постоянно приезжают туристы. Для них мы всегда могли предоставить ночлег, накормить их простой вкусно едой. Но тогда мы не знали, что это может стать источником дохода и превратиться в туристический бизнес. В начале 2000 в Арстанбапе было 5 гостевых домов. С 2002 года мы также начали предлагать услуги туристам. С тех пор количество туристов увеличивается с каждым годом».
Бактыкан узнала о проекте «Санарип Инсан» от сельчан и решила поучаствовать.
«Два дня тренингов были в Джалал-Абаде, два дня в Базар-Коргоне. Мы познакомились с интернетом, Booking, Google, Instagram. Они научили нас открывать их, использовать и показывать свое местоположение на карте. Раньше гости не знали точного адреса, нам приходилось их встречать. Иногда гости терялись, и мы искали их. Теперь это большое облегчение для нас и гостей», — делится Бактыкан.
Бактыкан рассказывает, что после перехода на цифровые технологии они начал напрямую общаться с туристами. Вся необходимая информация: полный адрес на карте, номера гостевого дома, условия внутри, фотографии принимающей семьи загружаются в приложения и программы. Туда приезжают туристы, заранее звонят и сами находят адрес. Сейчас в ее гостевом доме могут разместиться 20 человек.
«Мы включили на карту большие и маленькие водопады, внутреннюю часть леса. Его можно посмотреть с мобильного телефона и можно долго гулять без помощи гида. Booking требует ответственности, его следует регулярно открывать и просматривать. Местные туристы звонят из Instagram и Facebook, а иностранцы — через Booking и Google. Нам удобно работать с предзаказами. С тех пор, как я начала свои знания с тренингов применять в бизнесе, количество туристов увеличилось на 50%. Стало приезжать много местных гостей», — продолжает Бактыкан.
Пока она сама заботится о гостевом доме с помощью своих детей, которые тоже заинтересованы в туризме. В будущем Бактыкан хочет обучить своих детей программированию. Сама она планирует и дальше улучшать свои знания, принимая участие в проектах, организованных для женщин. В планах построить большие гостевые дома, улучшить сервис и создать комфортные условия для туристов.
Проект реализуется при финансовой поддержке Европейского Союза и реализуется European Neighborhood Council и ОО Кыргызское Отделение Интернет Общества.