В качестве докладчика на Цифровом форуме Университета Центральной Азии я поделился итогами нашего исследования состояния цифровой общественной инфраструктуры (DPI) в Кыргызстане. Этот форум объединил полисимейкеров, академические круги и заинтересованные стороны, стремящиеся использовать информационные технологии для общественного роста. Здесь я поделюсь сутью своей презентации и тем, почему DPI имеет решающее значение для цифрового будущего Кыргызстана.
Сначала я представил концепцию DPI, происхождение этого термина, применение и предоставил сравнительную таблицу различий между DPI, цифровыми общественными благами (DPG) и GovStack, тремя терминами, которые широко используются для определения цифровой трансформации государственных услуг.
Сравнительная таблица: DPI против GovStack против DPG
По своей сути DPI представляет собой основополагающие цифровые системы и услуги, от которых общества зависят для бесперебойного функционирования в цифровую эпоху. В своей презентации я выделил три важнейших компонента:
- Цифровые системы идентификации: они предоставляют безопасные и надежные методы проверки личности и организаций в Интернете, что является основой доверия в цифровой сфере. Кыргызстан ввел уникальную систему идентификации (UIS) еще в 2019 году. Уникальный идентификационный номер (ИНН) каждого гражданина заложил основу для скоординированного предоставления услуг
- Системы обмена данными: такие платформы, как Tunduk в Кыргызстане, основанные на X-Road в Эстонии, обеспечивают безопасный и эффективный обмен данными между государственными учреждениями и заинтересованными сторонами. В Кыргызстане граждане часто путают платформу взаимодействия с мобильным приложением Tunduk, приложением, используемым для хранения цифровых идентификаторов, а также для запроса государственных услуг в Интернете.
- Инфраструктура цифровых платежей: такие системы, как платежная система ELQR, которая стандартизирует платежи на основе QR-кода, обеспечивают быстрые, безопасные и инклюзивные финансовые транзакции.
Эти компоненты — не просто технологические конструкции; они являются строительными блоками связанного и процветающего цифрового общества.
Текущая ситуация в Кыргызстане
Во время своего выступления я подчеркнул, как Кыргызстан уже добился успехов в DPI. Я обсудил существующие рамки:
- Tunduk произвел революцию во взаимодействии государственных учреждений, способствуя принятию решений на основе данных.
- Единая система идентификации (EIS) предоставляет гражданам безопасный единый доступ к основным услугам.
- Платежная система ELQR упростила финансовые транзакции, сделав их более доступными и эффективными.
Несмотря на эти достижения, все еще есть возможности для роста. Моя оценка готовности Кыргызстана к DPI выявила пробелы в таких областях, как финансирование, участие сообщества и совместимость. Для их устранения потребуются скоординированные усилия и четкая стратегия.
Рекомендации по цифровому будущему Кыргызстана
В рамках своей презентации я предложил дорожную карту, которая поможет Кыргызстану раскрыть весь потенциал DPI:
- Модернизация инфраструктуры: обновление серверов, сетевого оборудования и решений для хранения данных для обеспечения масштабируемости и надежности.
- Укрепление правовых рамок: разработка комплексной политики, касающейся конфиденциальности данных и кибербезопасности.
- Содействие взаимодействию: Интеграция систем DPI между министерствами и секторами, отдавая приоритет сотрудничеству между министерствами и агентствами с акцентом на социально важные сферы, такие как здравоохранение и образование. Наши исследования показали, что, несмотря на растущее количество транзакций через платформу Tunduk, большинство запросов связаны с Государственной регистрационной службой и Infocom (более 80%), в то время как обмен данными между другими министерствами незначителен.
- Расширение прав и возможностей пользователей: предоставление обучения и поддержки педагогам, администраторам и другим пользователям для максимального использования влияния DPI.
DPI в секторе образования в Кыргызстане
Я посвятил часть своей презентации роли DPI в трансформации образования. Министерство образования Кыргызстана уже внедрило цифровые системы, такие как OpenEMIS для управления данными и Sanarip Mektep (Цифровая школа) для автоматизации процессов. Однако интеграция этих систем с платформами, такими как Tunduk, может еще больше оптимизировать обмен данными, улучшить принятие решений и расширить возможности для школьников, студентов и педагогов.
Я завершил свою презентацию простым, но насущным сообщением: инвестирование в DPI — это инвестирование в будущее Кыргызстана. Это возможность построить более инклюзивное, прозрачное и инновационное общество. Благодаря сотрудничеству и приверженности мы можем использовать силу цифровой трансформации для расширения прав и возможностей граждан, укрепления институтов и обеспечения устойчивого роста.
Мы, кыргызское отделение Интернет Общества (порой пишут Интернет-сообщество), планируем провести серию онлайн- и офлайн-презентаций с подробными результатами наших исследований для ключевых заинтересованных сторон в ближайшие недели (2024 г.).