Каразаков Памирбек Патидинович, специалист по образованию, ментор.
Как вы попали в проект «Илимбокс»?
Я присоединился к проекту «Илимбокс» по многим причинам и еще давно.
В 2016-2017 годах в Кыргызско-Турецком университете Манас по инициативе Эржигита Имамова, при поддержке университета и заведующего кафедры компьютерной инженерии КТМУ доц. Док. Раимбека Султанова начали проект под названием «Разработка системы дистанционного обучения на простых платформах путем сжатия аудио и видеофайлов». В ходе этого проекта мы изучили алгоритмы сжатия аудио/видеофайлов и выбрали наиболее оптимальные форматы, кодируя несколько видеофайлов в разных форматах, т.е. небольших по размеру, но с хорошим визуальным качеством. Это, в свою очередь, создало хорошую возможность для экономии интернет-трафика и в то же время позволило студенту, который хочет посмотреть видео-урок с хорошим визуальным качеством.
Как продолжение этого проекта был реализован проект «Илимбокс» в Кыргызском Интернет Обществе, но я не участвовал в этом проекте. Начилась пандемия, школьники и студенты ушли в онлайн формат обучения и тем же появились проблемыу у школьников. Кыргызское Интернет Общество взялась за эти проблемы начали проект “ilimbox.kg — онлайн билим берүү платформасы” и я был очень рад узнать, что это продолжение той работы, которую мы начали.
Насколько важно в данный момент создания Edutech проектов?
Создание таких проектов сейчас очень важно, точнее, было важно не раньше, а сейчас во время пандемии, вызванной распространением вируса Covid-19, все обучения проходит онлайн. В этом контексте эти технологии создают хорошие условия для обучения и преподавания. В начале проекта наша идея заключалась в том, что школьники в отдаленных районах должны получать образование не меньше, чем в столице, но я думаю, что я прав, говоря, что проблемы, с которыми сталкиваются учителя и ученики во время пандемии, подчеркивают важность Edutech проекты.
Что на самом деле школьники хотят знать и изучать?
Думаю, самое главное, чтобы молодые люди каждого поколения думали о том, как использовать полученные знания в жизни, в процессе своей будущей работы.
Например, как на практике используются тригонометрические функции и уравнения, изучаемые в математике и этот вопрос может сильно волновать многих людей, но эти уравнения часто используются повсюду. Например, в строительстве, робототехнике, электронике, машиностроении.
Я думаю, что, то же самое можно сказать о детях, которые говорят, что им не нужно слишком много информации и что они хотят знать больше. Поэтому было бы хорошо научить их применять каждую часть знаний. В целом сегодня спрос состоит в том, чтобы наши дети хотели стать программистами, дизайнерами, архитекторами, бизнесменами. Иными словами, возникает вопрос: «Что на самом деле нужно знать и читать молодым людям?». Если так, то я бы посоветовал «хозяевам нашего будущего, для молодежи сегодня — научиться находить точную и оперативную информацию».
Что побуждает вас делать эти вещи? (мотивация)
Самое главное, чтобы наша молодежь могла получить неограниченное образование в любое время и в любом месте. Теперь у нас есть телефоны, планшеты и другие электронные носители. Эти средства массовой информации также должны быть на кыргызском языке, в кыргызском языке, во-первых, это хорошо для нас как нации, а во-вторых, он создает условия для людей, которые хотят знать нашу нацию и страну. Я также считаю, что это важно для детей наших мигрантов за рубежом, если вы находитесь за границей, там нет школы с кыргызским языком обучения, но вы можете онлайн заниматься на образовательной платформе. Надеюсь работа, которую мы проводим в этом направлении, принесет хорошие результаты в будущем.
Вы гордитесь тем, что делаете?
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех контент-менеджеров, учителей и программистов в нашей команде. Я горжусь работой всех участников проекта, а не только своей работой.
Преимущества дистанционного обучения?
Мы уже немного говорили о преимуществах дистанционного обучения. Посмотрим на них еще раз:
- Доступ к образованию для школьников и студентов, проживающих в отдаленных районах, наравне со школьниками и студентами в столице.
- Удобство для школьников с ограниченными физическими возможностями.
- В некоторой степени уменьшить нехватку учителей.
- Наличие учебных пособий.
- Возможность сохранить повторяющиеся уроки как видео-урок и просмотреть его снова в любое время.
Какие проблемы с дистанционным обучением?
(Расскажите, как платформа «Илимбокс» решила одну из проблем)
Во время пандемии и учителя, и ученики столкнулись со многими проблемами дистанционного обучения, которые начались внезапно.
Такие как:
- Отсутствие информационно-технической базы. Эта проблема нанесла экономический ущерб родителям и учителям. Что еще более важно, отсутствует учебного материала и информации на кыргызском языке.Я считаю, что проект «Илимбокс» правильно и точно решил эту проблему, онлайн уроки на нашей платформе на кыргызском языке, доступны видеоуроки подготовленные Министерством образования и Науки Кыргызской Республики.
- Отсутствие опыта дистанционного обучения. Думаю, эта проблема решилась сама собой. Сегодня многие наши учителя отлично поработали в дистанционном обучении и приобрели хороший опыт.
- Отсутствие информационных и коммуникативных навыков школьников и преподавателей. Эта проблема тоже была постепенно решена, и, как отмечалось выше, это был большой опыт для всех нас. Мы освоили использование смартфонов в сфере образования и обучения, которые раньше использовали только для разговоров, для фотографий, прослушивания музыки или для игр.
Каковы основные технические преимущества платформы ilimbox?
Главное техническое преимущество платформы «Илимбокс» — возможность пользоваться во всех уголках Кыргызстана где есть интернет. Право на скачивание уроков и видеоуроков, это связано с тем, что все видеоматериалы были подготовлены Министерством образования и Науки, а текст и дополнительные материалы подготовлены педагогами-практиками. Я думаю, что мы организовали эти материалы таким образом, чтобы они были просты и понятны учащимся. Кроме того, были добавлены интерактивные задания и тесты, чтобы сделать уроки более интересными.
Какие возможности открывает платформа для пользователей?
Платформа предлагает пользователям множество возможностей. Учитель, использующий платформу, может собирать и использовать учебные материалы, которые он или она подготовили для учеников, в любое время. Если преподаватель освоил создание учебных материалов на портале, то в будущем он может создать свою полноценную авторскую программу обучения и при желании открыть курсы для школьников/студентов.
Предлагает гораздо больше возможностей для школьников/студентов. Даже если онлайн-уроки закончились и начались оффлайн уроки, вы все равно можете использовать платформу Ilimbox. Повторить урок, если он пропустил его, позвольте ему повторить тему, которую он пропустил на уроке, и позвольте ему завершить ее, если он хочет узнать больше. Самое главное, что дети из отдаленных районов могут читать то, что они читают в столице или других крупных городах.
Как упоминалось выше для учителя, если учитель создает свой собственный авторский курс и размещает его на платформе, он может учиться у опытного учителя.
Кроме того, если вам интересно, вы можете узнать, что такое кыргызский язык любого урока в зависимости от темы. Например, я школьник и учусь в русско-язычном классе, мы выучили предмет на русском языке и хорошо его поняли, однако моя сестра или брат учатся в кыргызском классе, а через год мой брат плохо разбирался в предмете в классе и когда я начинаю объяснять по-русски, у брата снова кружится голова, я думаю, что если я сяду с братом и просмотрю эти материалы, это поможет объяснить другими словами, у родителей есть возможность объяснять своим детям то, чего они не понимают.
Почему вся информация на платформе находится на серверах расположенных в Кыргызстане?
В целом расположение на серверах внутри Кыргызстана — преимущество во всех отношениях, поскольку пользователями этой платформы является Кыргызстан, материалы, созданные в Кыргызстане, должны находиться на наших собственных серверах (с точки зрения безопасности).
Отчасти это из-за трафика, как известно, многие интернет-провайдеры делят интернет-трафик на Кыргызстан и за границу и из-за этого внешний интернет-трафик немного медленнее.
Как расположены видеоуроки на образовательной платформе Илимбокс?
Фактически, большая часть моей работы над проектом была связана с видеоматериалами, с марта до середины июня этого года мы собирали, отсортировывали, копировали и кодировали ролики и по решению команды я взялся за эту работу. Всего министерство подготовило в среднем 80-100 видеоуроков в зависимости от тематики каждого урока. Мы вводим учебные программы для 8-9-10 классов и в 8-м классе 283 предмета, в 9-м — 267, в 10-м — 264 и столько же видеоуроков.
Если один человек говорит в течение 20 минут обсуждая тему, другой человек может устать и отвлечься. Имея это в виду, наша команда решила разделить видео на разделы по их значению, это потому, что короткое видео — это удобный способ найти часть темы и послушать ее снова. Конечно, школьник мог пропустить время видео и начать с нужного места, однако мы считаем, что и учителю, и ученику удобнее разделить его на логически правильные части.
Насколько важно уменьшить размер файла видеоуроков?
Министерство Образования и Науки дало разрешение своему ftp-серверу, на который мы загрузили всего 972 видео, включая 7-й класс. Среднее время просмотра этих видеофайлов составляет 20 минут, а средний размер — 300–500 МБ, а формат — широко известный видеоформат MP4. В результате кодирования те же файлы имели размер 25-40 МБ. Это означает, что он занимал почти в 10 раз меньше места. Однако не все видео на файловом сервере министерства были размером 300-500 МБ, а 1,5-2 ГБ. Однако размер этих больших видеороликов был уменьшен еще до 20-50 МБ.
Эти видеоролики составляют в среднем 20 минут видео.
Возможно, сейчас здесь возникает такой вопрос, если размер файла уменьшается в 10 раз, то качество снижается еще в 10 раз. Нет. Хотя этот метод кодирования был разработан в течение длительного времени, он новее, чем метод кодирования, предоставляемый форматом MP4, и использует другие алгоритмы. Проще говоря, видео, которое мы смотрим, состоит из частей (пикселей), которые некоторое время находились неподвижно и двигались. Можно сказать, что алгоритм нового кодека захватывает фиксированные части видео отдельно от движущихся частей. Фоном говорящего человека, текста во время презентации и т. д., А движущимися частями являются речь учителя, курсор, движущийся текст и т. д. Фон за объяснением учителя сохраняется только один раз, и движущийся учитель присутствует во всех кадрах видео, а задний фон копируется из исходных кадров.
Если вы посмотрите на это изображение, в 1-м кадре нет машины, и когда машина проезжает мимо, вы можете увидеть полную картину, когда вы показываете машину вместе с фоном в 1-м кадре.
Если мы возьмем это второе изображение, автомобиль будет неподвижен относительно камеры, потому что он движется, но фон движется (меняется).
Мы использовали этот кодек для сжатия видео. Сколько времени было потрачено на кодирование? 5-8 видеороликов кодировались за 24 часа, что занимало от 3 до 5 часов для каждого видео. Мы сняли вышеупомянутые 972 видеоролика в марте, апреле и мае с помощью 6 компьютеров в нашем офисе, общее количество видеороликов составило более тысячи.
Каким вы видите проект через несколько лет?
Надеюсь, что через несколько лет проект выйдет на более высокий уровень,что учителя полностью освоят использование этой платформы, и что студенты (контент специалисты), которые работали создателями контента в нашей стране станут учителями в будущем, в полной мере воспользуются этой платформой и предпримут новые шаги в обучении своих учеников. Я надеюсь, что учебные материалы будут обогащены, обогащены и для студентов.
Проект Образовательная платформа дистанционного образования для школьников Ilimbox финансируется программой малых грантов Демократической Комиссии Посольства США в Кыргызской Республике 2020-2021.