Пандемия в сложных условиях протестировала страны ЕАЭС, насколько они были готовы реагировать на вызовы, в том числе и цифровые.
Кыргызстан, как мне показалось, был лучше готов, чем это могло ожидаться. Так произошло, потому что цифровая повестка – в приоритете для страны уже в течение нескольких лет.
Сама тематика начала развиваться в 2017-2018 году с программы «Таза Коом» (чистое общество) и трансформировалась в программу «Цифровой Кыргызстан».
Негативные эффекты пандемии ощутили и государства, и бизнес. Однако активация цифровых процессом параллельно открыла три возможности для сокращения цифрового неравенства: возможность доступа, использования и поддержания. Как ими воспользовались в КР?
Первая исходная – возможность доступа. Хотя многим людям пришлось уйти на карантин, далеко не у всех дистанционная работа была налажена, настроен доступ к сети. Даже если и был Интернет, то не было возможности доступа к устройствам – компьютерам, смартфонам.
Более того, госслужащие, которые уходили на дистанционку, не могли полноценно функционировать, и потому все равно приходили на рабочие места, чтобы ставить подписи на бумажных носителях. Здесь мало позитивных эффектов.
Вторая возможность – возможность удобного использования. Даже если у пользователей есть Интернет, дома есть устройство, через которое они могут выходить в Интернет, то насколько услуги, приложения, которые были разработаны во время пандемии, были удобны для использования?
Интересный аспект, насколько удобство использования позволил стать правительству ближе к гражданам. У нас сейчас руководящие лица проводят опросы посредством соцсетей, о том какую политику проводить или не проводить. Это показатель того, насколько правительство становится плоским, исчезает иерархия.
Третья возможность – возможность поддержания и продолжение всех этих инициатив. Когда началась пандемия, было запущено множество онлайн-сервисов. Однако если мы сегодня попытаемся проверить их актуальность, то многие сайты просто перестали функционировать.
Все эти три возможности пока показывают только, как цифровое неравенство становится ещё более широким и глубоким. И чтобы данный цифровой разрыв сократить, необходимо срочно предпринять меры. Здесь частный сектор и в целом бизнес в стране играют важную роль. Но бизнес останавливается там, где нет доходности, прибыли. Дальше подхватывает государство, но и государство тоже имеет определенный бюджет, дальше которого оно не может идти.
В данный момент правительство реализует проект «Цифровая Центральная Азия – Южная Азия», в планах которого подключить к широкополосному высокоскоростному интернету каждый населенный пункт в стране.
Дальше уже местное население, и в частности, интернет-сообщество должно подхватить идею.
Остановлюсь на вещах, которые делает наше интернет-сообщество для того, чтобы адресовать обозначенные возможности.
Мы сейчас реализуем проект, который называется Ilim Box. Напомню, что ранее Министерство образования КР приняло меры, чтобы обеспечить все школы Республики сетевым доступом. Ведомство смогло организовать подключение всех школ, кроме двадцати, которые находятся в самых отдаленных, горных районах страны.
Мы расцениваем это как вызов для нашего сообщества, и до того, как будет проведен полноценный интернет, решили прийти к этим детям с «коробкой знаний». Такое устройство позволяет получать доступ ко всем образовательным ресурсам без подключения к интернету. Дети, школьники смогут использовать образовательный контент, не выходя в интернет, потому что где-то в стране пока элементарно нет средств, чтобы получить доступ к сети.
Что касается удобства использования, то на втором этапе проекта мы занимаемся развитием уже Ilim Box 2.0. Это образовательный портал, куда были собраны все необходимые данные по сфере, сейчас актуальные в Кыргызской Республике. Мы сделали это в более дружелюбном формате, чем это происходит обычно с образовательными площадками, потому что удержать внимание детей сложно, когда есть конкуренция с YouTube и развлекательными порталами. Поэтому образовательные цифровые ресурсы должны интерактивными и доступными для маленьких детей.
Однако цифровизация в целом несет различные вызовы, которые мы должны решать и на уровне страны, и на уровне Евразийского экономического сообщества.
Первый вызов, связанный с цифровизацией, это защита персональных данных. Во время еще первой волны пандемии было несколько случаев, когда частные данные граждан попадали в открытый доступ.
Второй аспект – правовое поле. В нашей стране реализацию многих вещей можно было бы облегчить, если разработать правильные законы и правила. Например, местные жители отдаленных районов могут собрать ресурсы, деньги, а специалисты снабдить людей знаниями. Однако им всё равно нужно получать различного рода лицензии, доступ к радиочастотам, что почти нереально для сельского жителя.
Если же правительство облегчит данные условия, то цифровизация в общем ее понимании для жителей самых отдаленных регионов пройдет намного быстрее, легче и дешевле.
Еще один аспект – совместное использование инфраструктуры. Когда прокладывают новую дорогу, то через несколько недель или месяцев ее могут заново раскопать, чтобы проложить какую-то трубу. В связи с этим можно было бы разработать правила использования инфраструктуры. Если идёт строительство дороги, одновременно там должны проложить и Интернет-кабель, и другую коммуникацию – это облегчит работу, сократит сроки.
Третий вызов – цифровые навыки. Цель цифровизации – подключить самую последнюю милю, самого финального пользователя. Кроме подключения, важно помочь получить жителям стран цифровые навыки, чтобы пользователи могли осуществлять эффективную работу в сети.
Мероприятие состоялось в рамках международного информационно-просветительского проекта «Евразийский мост».